Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Педагогу

Дата: 28 августа 2014 в 19:21, Обновлено 14 сентября 2017 в 12:03

1)http://petrovoy.ru/uchitelyam/dnevnik-uchitelya/uchitelya-ot-boga-kakie-oni.html - ПОЛЕЗНО!

2)https://docs.google.com/document/ - САНПИН 2012

3)http://www.edu.gov.by/ru/main.aspx?guid=14451 - ИМП 2015-2016

Список интернет-сайтов для учителей

Сайт Президента Республики Беларусь http://www.president.gov.by/

Министерство образования Республики Беларусь http://www.minedu.unibel.by/

Государственный комитет по науке и технологиям http://www.gknt.org.by

Нацыянальныінстытутадукацыіhttp://www.adu.by/

Академия последипломного образования http://www.academy.edu.by

База данных по нормативным и другим документам для системы образования РБhttp://ris.unibel.by/

Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья http://www.rcheph.by/

Национальная академия наук Беларуси http://nasb.gov.by/

Виртуальный методический кабинет http://www.pedagog.bn.by/home.html - ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО!

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь http://pravo.by/

Законодательство Республики Беларусь об образовании, научно-технической, инновационной деятельности, лицензировании http://pravo.kulichki.com/

Информационно справочный портал Беларуси http://interfax.by/

История науки и техники http://university.rsuh.ru/history/web/

Национальный инфопаркhttp://www.infopark.by/

Образовательный портал http://www.educentral.ru/

Республиканский центр Интернет-образования http://www.fio.by

Предметникам http://www.pedagog.bn.by

«Учительская газета» - электронная версия. http://www.ug.ru/

«Учитель» - педагогический журнал. http://www.ychitel.com/

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

Информационно-методический сайт http://www.debryansk.ru/

Сайт для учащихся и преподавателей физики http://www.fizika.ru/

Учителям информатики и математики http://comp-science.hut.ru/

Педагогам Беларуси :  http://www.pedagog.bn.by/

Образовательный математический сайт http://www.exponenta.ru/

 

Рекомендации по профилактике профессионального выгорания

О синдроме эмоционального выгорания впервые заговорили за рубежом около 40 лет назад, в то время его обозначили словом «burnout», что переводится как сгорание, затухание горения, выгорание. Термин «синдром эмоционального выгорания» ввёл X. Фрейнденберг в 1974 году для характеристики здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально-загруженной атмосфере организации. 

Эмоциональное  выгорание – это  симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избирательные психотравмирующие воздействия эмоциональное истощение; деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к людям); редуцирование личных достижений (проявляется либо в тенденции к негативному оцениванию себя в профессиональном плане, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывание её на других) 

Составляющие для определения наличия и степени «выгорания»

Психофизиологические симптомы

·         Непроходящее чувство усталости утром, вечером.

·         Ощущение эмоционального и физического истощения.

·         Снижение восприятия и реактивности изменения внешней среды: притупление любопытства, страха.

·         Общая слабость, снижение активности, ухудшение биохимии крови, гормональных показателей.

·         Частые головные боли.

·         Снижение или увеличение веса.

·         Полная или частичная бессонница. Быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, или наоборот: трудно заснуть ранее 2-3 часов ночи, и трудно проснуться утром.

·         Постоянная заторможенность, сонливое состояние, и желание спать в течение всего дня.

·         Одышка, нарушение дыхания при физических нагрузках.

·         Заметное снижение внутренней и внешней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния, осязания. Потеря внутренних, телесных ощущений. 

Социально-психические симптомы выгорания

·         Безразличие, скука, пассивность и депрессия. Понижение эмоций, чувство подавленности.

·         Повышение раздражительности на незначительные, мелкие события.

·         Частые нервные срывы (вспышки гнева или уход в себя - отказ от общения).

·         Постоянное переживание негативных эмоций: вины, обиды, стыда, подозрительности, скованности, для которых во внешней ситуации причин нет.

·         Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревоги, «что-то не так».

·         Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится».

·         Общая негативная установка на жизнь и профессиональные перспективы.

Поведенческие симптомы

·         Ощущение, что работа всё тяжелее, а выполнять её всё труднее.

·         Работник заметно меняет свой режим. Рано приходит и поздно уходит или наоборот.

·         Руководитель отказывается от принятия решений, формулируя разные причины себе и другим.

·         Чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам.

·         Невыполнение важных приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях. Трата большого количества времени на элементарные действия.

·         Дистанцированность от сотрудников и других людей, рост неадекватной критичности.

Предпосылки развития эмоционального выгорания

Внешние 

·         Хронически напряжённая психоэмоциональная деятельность (интенсивное общение, целенаправленное восприятие людей, подкрепление общения эмоциями).

·         Дестабилизирующая организация деятельности: нечёткая организация и планирование труда, плохо структурированная и расплывчатая информация. Всё это отрицательно сказывается на взаимодействии субъектов общения.

·         Повышенная нравственная или юридическая ответственность за выполняемую работу.

·         Неблагоприятная психологическая сфера профессиональной деятельности: конфликтность по вертикали (с руководством), с коллегами, родственниками.

·         Психологически трудный контингент. (У врачей это тяжёлые и умирающие больные. У педагогов - дети с отклонениями в психике. У руководителей - подчинённые с акцентированными чертами характера. У обслуживающего персонала капризные и грубые клиенты).

Внутренние

Темперамент, стиль общения, эстравертированность или интравертированность. Люди замкнутые, необщительные выгорают быстрее и их способность к защите ниже. Так как, эмоциональные нагрузки от общения действуют на них более пагубно в силу того, что их психические функции настроены на менее бурное изменение эмоциональной энергетики.

Фазы процесса динамического выгорания

Первая - «напряжение».

Вторая - «резистенция».

Третья - «истощение».

Симптомы фазы «напряжение».

·         Переживание психотравмирующих обстоятельств. Проявляется усиливающимся осознанием проблем. Если человек не региден, то недоверие и раздражение усиливается. Накапливается негодование, недовольство ситуацией.

·         Неудовлетворённость собой, должностью, обязанностями. В результате неудач, расстройств, действует механизм эмоционального переноса. Энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько не себя. Происходит противопоставление себя обстоятельствам. Систематически переживаются трудности.

·         Загнанность в клетку. Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. У человека возникает вопрос: «когда всё это кончится»?

·         Тревога и депрессия. Возникает разочарование в себе, избранной профессии, в конкретном месте службы. Этот симптом является крайней точкой в формировании тревожного напряжения при развитии эмоционального выгорания.

Симптомы фазы резистенции:

·         Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование. Человек не чувствует разницы в своих реакциях. На одних событиях экономит эмоции, на других излишне тратит. Действует часто по  принципу «хочу - не хочу». Партнёры начинают чувствовать чёрствость и равнодушие. Иногда понимают это как неуважение.

·         Эмоционально - нравственная дезориентация. Происходит ещё большее усугубление неадекватных реакций на людей. Происходит разделение на хороших и плохих.

·         Расширение сферы экономии эмоций. Это одно из доказательств эмоционального выгорания. Особенно когда эмоции экономятся вне профессиональной деятельности: в кругу семьи, с друзьями. Человек срывается обычно дома. Поэтому домашние становятся первыми жертвами.

·         Редукция профессиональных обязанностей. Под редукцией понимается упрощение, сокращение, попытки облегчить профессиональные обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Например, специалист даёт упрощённую консультацию - врач может не пояснить подробности действия лекарств и т. д.

Симптомы фазы истощения:

·         Симптом эмоционального дефицита. Личность осознаёт изменения. Понимает некоторую утрату профессиональных способностей. Часто положительные эмоции заменяются отрицательными. Люди становятся резкими, грубыми, обидчивыми, капризными.

·         Эмоциональная отстранённость. Почти полное исключение эмоций из сферы деятельности. Почти ничего не волнует, не вызывает эмоционального отклика. Причём это не признак ригидности, а приобретённые защиты. В других сферах человек может жить вполне благополучно. Реагирование без чувств наиболее яркий симптом выгорания - профессиональная деформация личности. Ущерб наносится субъектам общения. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстранённости: «мне наплевать на вас».

·         Симптом личностной отстранённости (деперсонализация). Это широкий диапазон умонастроений и поступков в процессе общения. Прежде всего, полная или частичная утрата интереса человека к человеку, субъекту профессиональной деятельности. Тяготит его присутствие, проблемы, потребности. Окружающие люди воспринимаются как объект для манипуляций. Это проникает в установки, принципы, систему ценностей. Появляется антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не представляет социальной ценности. Формируется философия отношения «ненавижу и презираю». Выгорание смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями.

·         Симптом психовегетативных и психосоматических нарушений. Образуется по условно-рефлекторной связи. Иногда мысль о субъектах общения вызывает у человека плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. Переход с эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что самостоятельно защитные механизмы уже не справляются. Нагрузки слишком велики, и энергия эмоций перераспределяется между другими системами индивида, спасая себя от разрушительной мощи эмоций. 

Профилактика профессионального выгорания

o    Забота о себе и снижение уровня стресса:стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;получениеудовольствий;умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

o    Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;стремление бороться со своими негативными убеждениями;создание или принадлежность к какому-либо сообществу.

o    Повышение уровня профессионального мастерства. 

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания

·         хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (занятия спортом, здоровый образ жизни)

·         высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях

·         опыт успешного преодоления профессионального стресса

·         способность конструктивно меняться в напряженных условиях

·         высокая мобильность

·         открытость

·         общительность

·         самостоятельность

·         стремление опираться на собственные силы

·         способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Способы саморегуляции

·         смех, улыбка, юмор

·         размышления о хорошем, приятном

·         различные движения типа потягивания, расслабления мышц

·         рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей

·         «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

·         вдыхание свежего воздуха

·         чтение стихов

·         высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

·         не скрывайте свои чувства, проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами

·         не избегайте говорить о том, что случилось, используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими

·         не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь

·         не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе

·         если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени

·         выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений

·         проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе

·         постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно. 

Советы

o    Старайтесь смотреть на вещи оптимистично

o    Стремитесь побороть страх

o    Найдите время, чтобы побыть наедине с собой

o    Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого

o    Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно

o    Не оказывайте слишком большое давление на своих детей

o    Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать»

o    Используйте возможность выступить с речью

o    Маленькие радости в Ваших руках

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.