МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей информатики «Программирование в среде Scratch»
Изучение курса информатики в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь начинается с 6 класса. Для успешных выступлений на олимпиадах по информатике надо серьёзно заниматься, начиная с начальной школы. Очевидно, что для обучения младших школьников целесообразно использовать специальные среды (программы), которые позволяют не только решать дидактические задачи пропедевтического курса информатики, но и отвечают запросам ребенка, способствуют его развитию, позволяют решать проблемы с помощью компьютера и использовать алгоритмический подход к решению поставленной задачи.
Оптимальной образовательной средой для обучения программированию будет та среда, которая отображает простоту использования, бесплатность, многоплатформенность, современность. Одной из таких сред является среда визуального программирования с графическим интерфейсом Scratch, который разрабатывался как новая учебная среда для обучения школьников программированию. Педагогический потенциал среды программирования Scratch позволяет рассматривать ее как перспективный инструмент и средство организации познавательной деятельности учащегося, направленной на его личностное и творческое развитие. Его можно успешно использовать при обучении основам алгоритмизации и программирования, даже на первой ступени обучения учреждений общего среднего образования, формирование элементов пооперационного стиля мышления, развитию логического и ассоциативного стиля мышления учащихся. Она является отличным трамплином для плавного перехода в мир настоящих программистов.
Scratch является свободно-распространяемой бесплатной программой. Поэтому его можно использовать практически везде. Этот факт и ряд других преимуществ дают программе широкие возможности по продвижению её в образовательном пространстве.
Благодаря простоте языка и среды Scratch позволяет легко научиться основам алгоритмизации и программирования. Задавая поведение своих персонажей в программе, ребенок изучает такие фундаментальные понятия, как перменные, условия и циклы. При этом неявным образом формируется логическое и алгоритмическое мышление.
В данной среде программирования более легко программировать, чем в Pascal и Logo.
Scratch построен из функциональных блоков редактора. Это не требует предварительного знания никакого языка программирования. Все команды записываются в блоках, которые окрашены (в зависимости от их назначения) в различные цвета. Для создания проектов в Scratch достаточно просто совместить графические блоки вместе в программах-скриптах. Блоки сделаны так, чтобы их можно было собрать только в синтаксически верных конструкциях, что исключает ошибки, позволяет избежать неудач. Автор проекта может сделать изменения в скриптах, даже когда программа запущена, что позволяет экспериментировать с новыми идеями снова и снова. Для создания программных проектов Скретч имеет все необходимые средства:
- русскоязычный интерфейс язык программирования;
- движок (интерпретатор) языка;
- графический редактор;
- систему помощи;
- образцы проектов;
- библиотеку рисунков и звуковых файлов.
Среда программирования Scratch выступает в качестве инструмента создания разнообразных творческих проектов: мультфильмов, игр, рекламных роликов, музыки, «живых» рисунков, интерактивных историй и презентаций, компьютерных моделей, обучающих программ для решения образовательных задач: обработки и отображения данных, закрепления и коррекции умений и навыков, моделирования, управления устройствами и развлечения.
Доступ к упоминаемым в учебной программе, графическим библиотекам и соответствующим методическим материалам, которые предоставляют геймдизайнеры, обеспечивается посредством сети Интернет на сайте http://www.scratch.by. Кроме того, учитель может использовать любые другие примеры игр и собственные идеи проектов (в частности, образовательных), которые могут быть реализованы в среде Scratch.
В связи с этим в начале 2016 года государственным учреждением «Администрация Парка высоких технологий» разработан национальный проект «Программирование в среде Scratch», который согласован и одобрен руководством Министерства образования Республики Беларусь.
Цель создания:
- обеспечение формирования у учащихся базовых представлений о языках программирования, развитие алгоритмического и логического мышления, повышение качества образования, что в конечном итоге будет способствовать формированию у учащихся профориентационной направленности к получению профессий, связанных с информационными технологиями;
- реализация республиканского инновационного проекта «Внедрение модели организации внеурочной проектной деятельности учащихся на I и II ступенях общего среднего образования с использованием среды программирования Sсratch».
Основываясь на рекомендациях кафедры информатики и методики преподавания информатики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», рекомендуется:
1. Активизировать участие в республиканском конкурсе «Программирование в среде Scratch», в республиканском конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет» в разделе «ЭОР в среде программирования Scratch».
2. Использовать визуальную среду и язык программирования Scratch в образовательном процессе по следующим учебным программам:
«Творческая деятельность в среде программирования Scratch». Учебная программа факультативных занятий для II–IV классов учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения авторов- составителей О. Е. Елисеевой, И. Н. Васильевой, И. П. Тихоновецкой. 2016 год.
«Пропедевтика основ алгоритмизации и программирования в визуальной среде программирования Scratch». Учебная программа факультативных занятий для V–VI классов учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения автора-составителя А. А. Францкевича. 2016 год.
«Основы алгоритмизации и программирования в визуальной среде программирования Scratch». Учебная программа факультативных занятий для VII–VIII классов учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения автора-составителя А. А. Францкевича. 2016 г.
Организация и проведение занятий в среде программирования Scratch для учащихся продиктована следующими условиями:
1) необходимостью формирования у школьников операционного стиля мышления, который представляет собой совокупность таких навыков и умений, как планирование структуры действий и поиск информации, построение информационных моделей;
2) обучение основам алгоритмизации и программирования, формирование и развитие логического и алгоритмического мышления, познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В учебных программах реализуется многоуровневый дифференцированный подход, при котором освоение курса может начинаться с нуля в 5-м или 6-м классе либо базироваться на знаниях и умениях, приобретенных учащимися ранее, в том числе, в рамках курса факультативных занятий «Творческая деятельность в среде программирования Scratch» во 2 – 4 классе.
В процессе проведения факультативных занятий предлагается практико- ориентированный метод обучения по принципу «от практики – к теории», который заключается в том, что инструменты среды программирования Scratch, а также основы алгоритмизации, программирования и технологии разработки игр, на занятиях изучаются на практических примерах реализации отдельных функциональных возможностей игры или программы, без детальных теоретических объяснений.
Таким образом, у учащихся формируются практические навыки и доступные для понимания представления о требуемом результате. В зависимости от года обучения, уровня подготовки, интересов и способностей учащихся, учителю предлагается возможность использовать одну или несколько стратегий проектно-ориентированного обучения.
Методические рекомендации подготовил: методист учебно- методического отдела естественно-математических дисциплин государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования» Филимонов Александр Сергеевич.