Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастье, короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство!!!
Рекомендации по адаптации ребенка к детскому саду
Уважаемые родители, Вам хочется, чтобы ваш ребенок адаптировался к саду быстрее и легче чем он должен адаптироваться по прогнозу. Для этого необходимо знать, как подготовить ребенка к поступлению в сад, как надо вести родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад.
КАК НАДО родителям готовить ребёнка к поступлению в детский сад:
· Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
· Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
· Отправить ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров.
· Заранее узнать все новые моменты в режиме дня детского сада и ввести их в режим дня ребенка дома.
· Повысить роль закаливающих мероприятий.
· Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
· Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
· Раскрыть ребенку «секреты» возможных навыков общения с детьми или взрослыми людьми
· Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
· Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
· Готовить вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
· Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
· Планировать свой отпуск, чтобы в первый месяц посещения ребенка нового организованного коллектива у Вас была бы возможность оставлять его там, на целый день.
· Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде дорог и любим.
· Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он вырос до сада и стал таким большим.
КАК НАДО родителям вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад
· Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
· Создать спокойный бесконфликтный климат для него в семье.
· Щадить его ослабленную нервную систему. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.
· На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
· Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
· Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
· Создать в выходные дни дома для него режим такой же, как в детском саду.
· Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы.
· При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.
· При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома и выполнить все предписания врача.
КАК НЕ НАДО вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад
· В присутствии ребенка плохо говорить о детском садике.
· «Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой.
· Мешать его контактам с детьми в группе.
· Не уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему. Водить ребенка в многолюдные и шумные места.
· Все время кутать, одевать не по сезону.
· Конфликтовать с ним дома.
· Наказывать за капризы.
· В выходные дни резко изменять режим дня ребенка.
· Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.
· Не выполнять все предписания врача.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
· хороший аппетит
· спокойный сон
· охотное общение с другими детьми
· адекватная реакция на любое предложение воспитателя
· нормальное эмоциональное состояние.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
-
Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».
-
Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь». И только тогда ваш ребенок будет способен видеть, принимать и уважать вас.
-
Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.
-
Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.
-
В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорично сказать слово «нельзя», попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.
-
Сказать, ничего не говоря, — это высочайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми.
-
Старайтесь высказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок...»
-
Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.
-
В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решений какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами, например, вместо фразы: «Не твоего ума дело...» — скажите: «Как ты думаешь, что для этого нужно сделать? Твое мнение всем интересно».
-
Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
-
Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему; «Я вижу, что тебя что-то беспокоит», «Я вижу, что тебя кто-то огорчил», «Расскажи мне, что с тобой...»
-
Используйте разнообразные речевые формулы (прощания приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.
-
Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: «Я. сейчас занят(а)...», «Сколько раз я тебе говорила!», «Вечно ты во все лезешь», «Что бы ты без меня делал», «Это надо делать не так».
-
Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать: — барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами); — барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности).
-
Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей: — для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников, например: «Посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у нее настроение? (Грустное.) Давай придумаем, как ее можно развеселить»- Предложите детям игры «На что похоже настроение?», «Нарисуй свой страх и победи его»; —для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания)используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей :сказка — это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого?
16. Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки, опираясь на такие вопросы: предложите детям сочинить сказку, «сказка по-новому» (так как привычные, любимые образы — герои сказок формируют у детей стереотипы, то полезно их ломать). Этот метод представляет собой следующее: за основу берется старая сказка, но детям предлагается наделить героев противоположными качествами — «лиса становится послушной; заяц хитрым...»; «салат из сказок». Соединяются несколько сказок в одну; Кащей встречает зайчика и отправляется в избушку к Бабе Яге, где Иванушка играется с яблочками. Вариантов переплетений может быть множество, главное — не забывать о первых героях; «сказка — калька». Это такие условия, при которых главные герои сказки остаются, но попадают в другие обстоятельства.
СОЗДАЙТЕ ДЕТСКИЙ УГОЛОК ДОМА
Если вы хотите, чтобы ваш сын или дочь были деятельны, необходимо создать им соответствующие условия. Нужно позаботиться, чтобы у ребенка был свой уголок, где бы он мог спокойно играть и заниматься своими делами. Важно, чтобы он имел возможность раскладывать игрушки в отведанном ему месте, не ощущая, что он кому-то мешает.
Выделите для игрового уголка удобное, хорошо освещенное и защищенное от сквозняков место, подальше от отопительных приборов и дверей. В уголке должны быть детский стол и стул, соответствующие росту ребенка полка и шкаф для игрушек, книг, пособий.
В игровом хозяйстве следует иметь достаточное (но не избыточное!) количество разнообразных игрушек, располагающих ребенка к играм различного содержания. Обязательная принадлежность для игр самых маленьких — предметы, которые они могут катать, двигать, перекладывать и накладывать друг на друга (матрешки), нанизывать и собирать (пирамидки, кольца). Ребенку необходимы игрушки, которые побуждали бы его к сюжетно-ролевым играм.
Любимая игрушка дошкольника — кукла. Маленькие дети любят заворачивать ее, укладывать спать, кормить, гулять с ней. У малыша должны быть под рукой кукольная мебель, постельные принадлежности, одежда, хозяйственная утварь и т. п. Только при этом условии игра может увлекать, быть содержательной. Куклы нужны не только девочкам. Мальчики также с удовольствием играют в куклы, изображая людей разных профессий — моряка, солдата, космонавта, рабочего, шофера, пионера, веселого Буратино, Чиполлино и др.
Игрушки, изображающие животных, — непременные «жители» игрового уголка. Малыши с удовольствием играют с кошкой, собакой, мишкой, зайчиком. Они гуляют с ними, кормят их, подражают мяуканью, лаю. Дети постарше используют их в играх в «зоопарк», «колхоз», «цирк».
Для того чтобы правильно подобрать игрушки, следует учитывать возраст ребенка, уровень его развития, интересы, желания, ясно представлять, какую пользу они могут принести ему.
С помощью определенных игрушек можно совершенствовать движения ребенка (мячи, обручи, каталки, прыгалки, кегли и др.). Для самых маленьких хороши шары, подвесы, резиновые игрушки, а когда ребенок станет самостоятельно ходить, ему потребуются игрушки, которые бы он мог возить, толкая впереди себя. Для воспитания усидчивости, смекалки хороши различные настольно-печатные игры с правилами, типа домино, лото, а также шашки, бильярд. В эти игры с увлечением играют средние и старшие дошкольники. Им необходимы также различные конструктивные игрушки, наборы крупного и мелкого настольного строителя.
Яркая, динамичная, забавная игрушка радует и увлекает ребенка любого возраста. И самые маленькие, и старшие дошкольники с улыбкой смотрят на танцующего медвежонка, прыгающую лягушку, шагающего бычка, клюющих кур, вертящуюся юлу.
С удовольствием играют дети с так называемыми отходами производства — различными чурбачками, кусками фанеры, картона, материи и т. п., являющимися подсобным материалом во многих играх детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Совсем не обязательно, чтобы в распоряжении ребенка было слишком много игрушек. Не это определяет настрой ребенка в игре. Напротив, чрезмерное обилие игрушек рассеивает интерес к ним, ребенок берется то за один предмет, то за другой и игра от этого часто не клеится. Вот почему часть игрушек следует убирать, а через некоторое время менять или добавлять к имеющимся.
Чем руководствоваться при внесении новых игрушек?
Если малыш освоил старые игрушки и вы заметили, что они надоели ему, уберите часть из них, а взамен дайте одну-две новых. Обыграйте каждую игрушку вместе с ребенком. Самых маленьких научите действовать с предметом (например, как завертывать, укачивать, укладывать спать куклу, как складывать кубики и т. п.); детей постарше познакомьте с правилами игры (если, например, это настольные или различные конструктивные игры); примите участие в игре, особенно в такой, где нельзя обойтись без партнера (шашки, бильярд и др.); вместе с ребенком найдите место в игровом уголке для новой игрушки.
Содержимое игрового хозяйства хранится в определенной системе. Так, например, мелкие игрушки (пирамидки, грибки, кубики и т. п.) можно хранить в шкафу или на подвесной полке возле стола. Там же, на другой полке, — настольно-печатные игры, аккуратно уложенные в коробках. На ковре — крупный строитель, двигатели, мячи. Здесь же можно устроить кукольную комнату, построить гараж, магазин, зоопарк или город из строителя.
В игровом уголке не должно быть разбросанных игрушек. «Каждой вещи свое место» — это правило должно быть усвоено ребенком очень рано. Подрастая, он должен понимать, что гараж и машины не могут находиться в кукольной комнате, а мячи и прыгалки — лежать вместе с книгами.
Учите ребенка самого следить за порядком в своем уголке. Если он знает, что где лежит, сам убирает игрушки и пособия, это приучает его к самостоятельности, содействует формированию бережного отношения к ним. Он не станет нарушать обычного порядка в комнате, устраиваясь играть в неподходящем месте, или разносить игрушки по комнате.
Приучая ребенка к порядку, в то же время не следует стремиться к тому, чтобы уголок был всегда в парадном убранстве. Ради порядка и красоты в комнате не требуйте от ребенка статичности в расположении игрушек. «Зачем ты спрятал красивого петуха, а вместо него выставил старого Буратино. Сделай, как было», — делает мать замечание сыну. Подобное требование вряд ли правомерно. Ведь малыш наводит порядок, руководствуясь не столько декоративной привлекательностью уголка, сколько замыслом своей игры. Да и интерес к играм может пропасть, если дети лишены возможности постоянно перемещать игрушки.
Нецелесообразно хранить игрушки в ящике, от этого они портятся, ломаются, а вместо системы в их хранении получается свалка. Ребенка в таких случаях трудно приучить аккуратно и правильно обращаться с вещами.
Учите ребенка беречь игрушки. Бережливость, как одно из важных нравственных проявлений, начинает формироваться с умения правильно обращаться с вещами. В этой связи уже у самых маленьких детей важно вырабатывать нравственные установки к тем образам, которые олицетворяет собой игрушка. Ведь на нее ребенок переносит все свои человеческие чувства и способы обращения с ней. Плохо, если ваше дочка, держа куклу за ногу, волочит ее по полу, стуча головой об пол, выскажите ей свое осуждение:
— Кате больно! Разве можно так! Разве я со своей дочкой тек поступаю? Вот как надо с ней обращаться. (Берете куклу и нежно поглаживаете ее.) Пусть ребенок проникнется жалостью к своей «дочке», Покажите, что забытая ребенком и небрежно брошенная собачка Дружок с оторванной лапкой — недавний друг по игре вашего сына — нуждается во внимании. Завяжите кусочком марли больную лапку, приговаривая: «Сейчас полечим твою лапку, Дружок, а завтра проснешься и будешь здоров». У ребенка обычно меняется отношение к надоевшей старой игрушке: он непременно заинтересуется ею и будет рад выздоровлению своего любимца. В общем, если игрушка сломалась, всегда надо выразить сожаление по этому поводу, не спешить выбрасывать ее и взамен покупать новую. Это создает у ребенка легкое отношение к вещам вообще, а не только к игрушкам: «Подумаешь, шапочка, платье, разорвал пальто! Мама новое купит».
Время от времени вместе с ребенком проверяйте, нет ли неисправных игрушек, испачканной кукольной одежды, поломанных коробок, в которых хранятся настольные игры. Пусть маленький ребенок видит, что вы чините, подклеиваете, зашиваете игрушки, проявляете заботу о их сохранности. Средние и старшие дошкольники должны участвовать в починке игрушек и книг.
Наличие игрового уголка и разнообразных игрушек еще не означает, что ребенок станет подолгу и сосредоточенно играть и заниматься там.
Мать трехлетней девочки недоумевает:
— Почему моя дочь не хочет играть одна? Если ее занимают взрослые, она часами увлечена, игрой. Стоит лишь ее оставить одну, игра тотчас прекращается. А ведь у девочки есть все условия для игры: специальный уголок, множество интересных игрушек. Думали, подрастет, тогда и забавлять не придется... Почему она не играет самостоятельно?
Оказывается, если малыша чуть ли не со дня рождения постоянно забавляли, играли с ним, то он не приобретает опыта самостоятельности и инициативы, столь необходимых для развития игровой деятельности. И он по-прежнему требует, чтобы с ним играли,
Как же создать «игроспособность» ребенка?
Прежде всего, нужно подбирать такие игрушки и игры, которые располагали бы к игре одному. Это могут быть кубики, куклы, матрешки, разборные пирамидки. А когда ребенок подрастет, можно дать в его распоряжение конструктор, мозаику, настольный строитель — все это игрушки, с которыми ребенку можно играть одному. Но и это еще не все. Ведь сами по себе игрушки не решают дела, если у ребенка не создан «настрой» к игре.
Оказывается, недостаточно накупить массу красивых игрушек, надо еще и подсказать, во что и как играть. Особенно это важно для самых маленьких, так как они еще не имеют достаточно опыта и впечатлений, чтобы, опираясь на них, развернуть игру. Ведь часто малыш не играет с игрушкой именно потому, что не знает, как с ней действовать, и, рассмотрев ее, тут же утрачивает интерес к ней. Иногда нужно вместе поиграть с ребенком, показать свою заинтересованность игрой. Это создает у него устойчивый интерес к игре.
От нас порой требуется совсем немногое, чтобы «заразить» ребенка игрой. Сколько прелести и обаяния для ребенка приобретает даже старая игрушка в руках взрослого!
Детский уголок не только место для игр. Здесь дети рисуют, лепят, рассматривают книги, чинят их, вырезывают из бумаги, Все это обязывает к тому, чтобы в уголке ребенка было выделено место (лучше всего в шкафу) для хранения книг, пособий для различных занятий (краски, клей, цветные карандаши, бумага, пластилин и др.), а также для работ по рисованию, аппликации, лепке и т. п.
Учите ребенка содержать пособия в определенной системе; бумага (белая и цветная) нарезана и сложена стопкой, карандаши отточены, кисточки промыты и т. п. Если все предметы находятся на своих традиционных местах, то малейший беспорядок будет замечен, и это будет обязывать ребенка быть аккуратным в содержании пособий.
Большое удовольствие и пользу дети получают от занятий с глиной и пластилином. Вылепленные ребенком фигурки, посуда и другие предметы часто используются в играх. В процессе лепки ребенок знакомится со свойствами глины: она мягка, податлива, легко приобретает нужную форму. Изображая знакомые предметы, он фантазирует, конструирует, тренирует глазомер. Попутно ребенок развивает мелкие мышцы рук, которые впоследствии будут участвовать в механизме письма. К сожалению, взрослые относятся к занятиям с глиной настороженно: боятся, что ребенок запачкает и себя, и платье, и мебель. Но если научить его правильному обращению с глиной, то опасения отпадут сами собой. Дайте ребенку для лепки дощечку или клеенку, размером с развернутый тетрадный лист, и тогда он не запачкает стол.
Дети любят возиться с ножницами, клеем, бумагой. Кто из них не пытается складывать из бумаги голубей или кораблики, вырезать из цветной бумаги узоры.
Любое занятие требует соответствующей подготовки и условий. Ребенка 3—4-летнего возраста надо учить, чтобы он, прежде чем приступить к занятию, подготовил все необходимое, проследить, чтобы он правильно сидел по отношению к свету, в удобной позе. Дети старшего дошкольного возраста должны знать эти правила, и задача взрослых — следить за их выполнением.
Для 6—7-летнего ребенка важно, чтобы он мог что-то сколотить, распилить, смастерить. Для этого ему необходимы гвозди, молоток, клей, дощечки, коробки, деревянные бруски, катушки, кусочки ткани, плотной бумаги, шнур, «дары природы» — желуди, шишки, прутики и многие другие ребячьи сокровища. Хранить это ребенок должен в ящике, может быть, где-то рядом с отцовским инструментом. Если вы приучите сына содержать свои вещи в порядке, то у вас не будет возникать недоразумения по поводу беспорядка в комнате.