Проблема адаптации пятиклассников к новым условиям обучения на II ступени общего среднего образования: психологический аспект
Адаптация означает приспособление к новым условиям, требованиям, отношениям, видам деятельности. Школьная адаптация - это, по сути, тоже своего рода процесс, который подразумевает приспособление ребенка к условиям и требованиям обучения. Итог школьной адаптации может быть как положительным, так и отрицательным. Положительный итог - непосредственно адаптированность, которая обеспечивает успешность последующей учебной деятельности, а отрицательный итог – дезадаптированность, то есть, неадекватный процесс адаптации ребенка к школе. Сюда можно отнести следующее: нарушение поведения, конфликтные отношения, искажения в личностном развитии, повышенная тревожность и так далее. Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
С какими же трудностями может столкнуться пятиклассник?
- Проблемы в образовательной среде.
- Во-первых, разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость их учитывать и выполнять.
- Во-вторых, большой поток информации, незнакомые термины, слова.
- Кроме того, может возникнуть чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
- Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
- Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
- Физиологические проблемы пятиклассников.
Физиологическая перестройка организма подростков сопровождается повышенной утомляемостью. В начале появляется повышенная двигательная активность, а затем сильная возбудимость или сонливость. Ясно, что все это неблагоприятно сказывается на его поведении. По наблюдениям ученых, у младших подростков в утомленном состоянии (чаще во второй половине дня) наблюдаются немотивированные поступки, стремление поступать вопреки чужой воле, упрямство, проявления раздражительности. Мы должны учитывать, что подросток впадает в это состояние не по своей вине и не по своей воле, чаще всего он и не осознает своего состояния. По этому поводу можно порекомендовать следующее:
- Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
- Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
- Наблюдение родителей за правильной позой во время выполнения домашних занятий, соблюдение светового режима.
- Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
- Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.
- Забота родителей о максимальном развитии двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.
- Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
- Психологические проблемы.
Во избежание психологических проблем адаптации пятиклассников к школьному обучению можно дать следующие рекомендации:
- Педагогам.
- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- предоставить ребенку самостоятельность в учебной работе и в то же время организовать обоснованный контроль за его учебной деятельностью.
- проявлять терпение, внимание и понимание.
- учитывать физическое здоровье ребенка.
- Классному руководителю.
- помочь ребенку выучить имена новых учителей - предметников.
- учитывать темперамент ребенка в период адаптации к школьному обучению.
- если что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с родителями.
- создать благоприятный климат в классе для ребенка.
- Родителям.
- познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
- проявить интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
- не допускать физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
- поощрять ребенка, и не только за учебные успехи. Морально стимулировать достижений ребенка.
- на первых порах учащимся нужна помощь и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Следует обратить ваше внимание на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.
Таким образом, главной задачей в период адаптации является не приспособление к ситуации обучения, а обеспечение дальнейшего поступательного развития и психологическое благополучие. На успех адаптации можно рассчитывать в том случае, если имеющиеся программы комплексно психолого-педагогического сопровождения будут внедряться в сотрудничестве психолога, классного руководителя, социального педагога и родителей.
Список использованных источников
Барбашова З.И., Лихницкая И.И. Адаптация человека: сб. статей – Л.: Наука, 1972. – 267 с.
Битянова М.Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено//Школьный психолог. – 2001. – №33
Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генес, 2003. –122с.
Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006. – 248 с., ил.