ТУРИСТИЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Тема: Путешествуем по местечку Лынтупы
Цель: привить интерес к изучению истории своей малой родины.
Ход экскурсии
1. Объект показа – площадь поселка
Время – 2 мин 5 мин
Подтема 1 «Из топонимики Лынтуп, географическое положение».
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по самым интересным местам нашего поселка.
Лынтупы - городской поселок на реке Лынтупка. Расположен в 42 км от города Поставы, около границы с Литвой. Свое название поселение получило от названия реки Лынтупка, которая протекает через него. По своему названию Лынтупы уникальны, других деревень и поселков с таким названием нет нигде в мире. С балтийского языка слово переводится как «птичья река». Хотя есть и другое толкование – Лынтупы с эстонского языка можно перевести как «южный дом».
Поселок находится почти в центре Свенцянской возвышенности. От нас до Вильнюса 96 км, до Полоцка – 216 , до Минска – 210 км. Земли Лынтупского сельского совета граничат на юго-западе с Литвой, на юге – с Гродненской, а на юго-востоке – с Минской областью. Высота поселка Лынтупы над уровнем моря – 211,5 метра, что на 50 метров выше райцентра Поставы. Всего-то 40 километров разницы, а климат отличия имеет серьезные. Лынтупы – одно из самых холодных «сердечек», наверное, всей Беларуси.
Что касаемо времени возникновения поселения Лынтупы, то доподлинно известно, что люди здесь жили еще в Х веке н.э., о чем свидетельствуют 74 кургана рядом с д. Попелики. Раскопки курганов велись в конце ХІХ века местным помещиком Давгялой и академиком Покровским. Проводились раскопки и в 1977 г., в результате которых было найдено большое количество интересных предметов. Помимо Лынтупских, есть еще и Вайшкунские курганы в урочище Могилы (Горелый Бор). На конце деревни Саранчаны находятся еще 2 кургана. Известен курганный могильник возле деревни бывшей деревни Яново (недалеко от деревни Пешковцы, что возле дороги на Свирь. С.С.Васильевым найдено 8 курганов недалеко от деревни Домути. Хотя свидетельство того, что люди у нас жили значительно раньше захоронений в курганах, кроется в названиях деревень. Так, названия Казнадеюшки, Вайшкуны, Каптаруны, Цирклишки, Казнадеюшки, Гумбяны, Рынкяны относятся к балтским названиям… А вот такие названия, как Мягуны, Дявгуны, Полхуны говорят о том, что в нашей местности были и гунны (IV век н.э.), а уже в более позднее время поселениям давались славянские названия: Белый Двор, Выгары, Масленики, Микулки, Пушча, Разлоги, Ровное Поле и им подобные.
2. Объект показа – площадь поселка
Время – 5 мин
Подтема 2 «Наши предки»
У каждого из нас есть документ о рождении, свидетельство. Там записано, когда и где мы родились. А вот как определить, когда родился поселок или деревня?…
Датой рождения поселения принято считать первое упоминание о нем в каких-либо документах. Как вы думаете, сколько лет может быть нашему поселку?…
Если точно, то Лынтупам 633 года. Впервые в летопись они попали в 1385 г., во времена Великого княжества Литовского, когда отряд рыцарей из Динабурга (теперь Даугавпилс) совершил набег на Свирский замок и по дороге сжёг место Лынтупы...
Кстати, в далекие времена чешский историк и путешественник П. И. Шафарик отметил такой, пусть себе и приблизительный, факт: «В Посвирьи было 325 городов». В сноске он объяснил значение слова город как производное от «ограждение, ограждать». Раньше поселения размещались на хорошо защищенных природными условиями местах, кроме того, с целью дополнительной защиты еще ставилась и ограда. Есть упоминание о Лынтупах и в дневнике английского короля Джильбера де Ланова, который в 1414 г. ехал из Динабурга и задержался в Цирклишках, что в 3 км от Швенчениса в имении Витовита.
А сейчас мы поговорим о том, жителями каких государств были наши предки.
В самом начале 2-ого тысячелетия Лынтупщина попала под власть полочан. Но недолго красовалось Полоцкое княжество, в начале ХІІІ столетия оно ослабло и попало в состав Великого Княжества Литовского, Русского и Жамойтского. Вот с того времени Лынтупские земли вошли в состав ВКЛ. В ХІІІ - ХІV вв. совершались частые набеги крестоносцев на наши земли. В литовских летописях отмечено, что в 1374 г. Магистр ливонского ордена принимал участие в походе на Мядельский замок, а в последующем –и на Свирский, да вот не смогли ими овладеть. Рыцари безжалостно грабили окрестности, этой участи не смогли избежать и лынтупчане.
После Грюндвальской битвы 1410 г. начался рост новых городов и местечек. Оживилась торговля, стали строиться дороги. Неотъемлемой частью местечек стала корчма, которая выполняла функцию столовой, гостиницы, в ней можно было оставить лошадь и повозку…
После административно–территориальной реформы 1565–1566 гг. Лынтупы входят в состав Ошмянского повета ВКЛ. В 1591 г. в Лынтупах была Торговая площадь и 2 улицы, на которых размещалось 28 домов, где проживало 150 жителей. Улицы назывались « Да млына» и «Да сяла Судоўскага».
После 3-ого раздела Речи Посполитой в 1795 г. Лынтупы входят в состав Российской империи. С 1918 по 1938 гг. находились в составе Польши.
Мы стоим на центральной площади, где во времена польского правления были расположены несколько лавок, школа, мечеть, по воскресеньям здесь проводились базары. От тех времен сохранились два здания, в которых в свое время были магазины евреев. На углу стоит дом, построенный на месте сгоревшей пекарни. До сих пор под этим домом есть огромный погреб, сделанный из больших валунов. На месте почты до войны была синагога. Ее взорвали немцы в 1944 г., когда отступали, а потом люди растащили кирпичи для строительства фундаментов и сараев. Интересно, что Лынтупы вошли в состав Советского Союза в сентябре 1939 г., если точно, то в состав Литовской ССР, а после войны наши земли взамен Друскиненкая были отданы Белорусской ССР.
В разное время владельцами Лынтуп являлись Довгирдовичи, Гойцевичи, Ильиничи, Глебовичи, Кратошинские, Волчки, Пашкевичи, Черницкие, Гильзены, Бучинские, но никто из владельцев не жил в местечке. С 1854 по 1939 гг. Лынтупы принадлежали Бишевским. Последним же владельцем был Юзеф Бишевский, богатый помещик, которому принадлежало два спиртзавода в Лынтупах и Свири, а также завод по разведению улиток, которых потом экспортировали во Францию и Германию.
Наше древнее местечко уже в течение сотен лет является родиной многих национальностей, слившихся в единый народ Беларуси.
Как рассказывает краевед, лынтупский летописец Иосиф Быховец: «В Лынтупах жили и живут в добром согласии и католики, и православные, и татары, и евреи. Ибо все они опираются не на спорное, а на то общее, что есть в их верах». Это подтверждается записью в инвентаре 1849 г., составленном ксендзом: «Люди отличаются простотой, спокойствием, терпимостью, уживчивостью и трудолюбием». О мирном сосуществовании разных народов у нас может свидетельствовать и такой интернациональный союз, как Лынтупская капелла, которая состояла из татарина Александра Якубовского, поляка Станислава Яцины, белоруса Чеслава Адамовича. Красиво, слаженно они играли свадьбы и у католиков, и у православных, а временами и у атеистов.
В 1387 г. Витовт совершил поход за Дон и Волгу, взял в плен тысячи татар с семьями и направил их в Литву. Одно из его имений было в Цирклишках возле Свентян, вот и поселил он татар по дороге на восход в деревнях Жардели, Субочи, Явнелишки, которые стояли на дороге от Комай на Лынтупы и дальше на Свентяны. Александровичи, Гимбицкие, Якубовские – потомки татар, которые живут в Лынтупах и сейчас. Нужно отметить, что татары внесли большой вклад в развитие культуры. Им принадлежит миссия (может идея) создания польской конницы под руководством полковника Улана. С тех пор и появились в Польше конница, которая называется уланами. Татарам принадлежит и распространение в нашей местности такого растения, как аир, которые были уверены в том, что в тех водоемах, где растет аир, практически чистая вода, поэтому по пути своего следования разбрасывали корни аира в водоемы. Татары сохранили свою мусульманскую веру – ислам. Раньше они занимались выделкой шкур, что можно считать их национальной монополией, огородничеством и перевозками грузов.
С конца XIV в. Лынтупы являлись и родиной евреев, которые выстроили в местечке настоящий торговый центр. Из 685 жителей местечка, что указывается в статистических данных за 1897 г., 238 – евреи. Все дружно уживались с белорусами и поляками. После войны евреев осталось очень мало: многих загубили в немецком гетто, много в 90-ые гг. уехало в Израиль. Осталось лишь несколько человек, да и те от смешанных браков.
Почти все население сельской местности составляли белорусы, а более точно – славяне, потому как среди этого населения шел раздел не по национальной принадлежности, а по вероисповеданию. На Лынтупщине издавна жили как католики, так старообрядцы. Языком местного населения был белорусский. Хотя во времена правления Польши польское духовенство равняло католицизм с польскостью. С тех пор у нас до нашего времени дошло высказывание : «Если ты католик, то и поляк!», хотя в рукописных материалах засвидетельствовано, что «местные жители говорят белорусским наречием».
Главным занятием селян было земледелие. В основном наделы оставляли 16 – 21 десятину, хотя были семьи, которые имели и по 50 десятин, однако были и те, кто земли не имел и нанимался в фальварки и застенки поденно или на год. Сеяли в основном рожь, ячмень и овес, меньше пшеницу и гречку. Лучшие участки земли засевали льном. Крестьяне полностью обеспечивали себя хлебом, а часть продавали вот на этой площади. Льна себе оставляли по пуду на женщину, все остальное шло на продажу. В огородах сажали свеклу, морковь, лук, огурцы, боб, капусту, репу, картофель, коноплю, из которой делали веревки, путы, а в постные дни семена этого растения употребляли в пищу. Возле домов обычно росло по 2-3 яблони, больших садов не было.
Разведение скота занимало одно из важнейших мест жизни и быта селян. По количеству коров и лошадей можно было безошибочно определить состоятельность хозяина. Держали селяне еще и овец, так как именно эти животные давали жир (лой), мясо, шкуры и шерсть. Много было курей и гусей, а вот пчелами занимались редко. Предвоенная статистика свидетельствовала, что по Лынтупскому повету урожайность зерновых достигла уровня Франции, а по многим другим культурам опередила США. Даже теперь это звучит как фантастика, но так было.
Объект показа – костел св. Андрея Боболи
Время – 5 мин в карте 10 мин
Подтема 3 «Из истории костела»
Основная достопримечательность Лынтуп – костел св. Апостола Андрея. Приход ведет свою историю с XV в. Старые приходские книги свидетельствуют, что здешние жители были очень религиозными. Первый костел из сосновых бревен был построен 1459 г. вильнюсским воеводой Андреем Давгирдавичам. Действовал здесь и госпиталь. В 1640 г. Александр Черницкий построил при костеле часовню из кирпича, подарил святыне большой колокол и литургические принадлежности. Приход был многочисленный – здесь насчитывалось более 7000 верующих, о многочисленности прихода свидетельствует и размер храма – Лынтупский костел соразмерен Поставскому, но намного больше, например, Комайского и Браславского. Этот костел начали строить в 1908 г. на месте старого деревянного костела. Спонсировал строительство помещик Бишевский, хотя посильный вклад был и со стороны прихожан (они не только собирали деньги на строительство, но и собирали куриные яйца, которые добавляли в раствор для кладки). Строительство продолжалось 6 лет. В 1914 г. костел закончили строить. С тех пор новый костел постоянно функционировал, даже во времена СССР его никогда не закрывали. Костел относится к поставскому деканату Витебского диоцеза. Памятник архитектуры, построенный в необарочном стиле, включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Объект показа – усадьба Бишевского
Время – 10 мин в карте 15
Подтема 4 «Дворцово-парковый ансамбль»
До начала ХХ века Лынтупы в плане архитектуры ничем особенным не выделялись. На улицах стояли деревянные дома, каменных же было немного,
которые принадлежали зажиточным евреям.
Но вот в 1907 г. Юзефем Бишевским по проекту известного польско-российского архитектора – графа Тадеуша Растворовского был построен дворец с парком на острове, обрамленном 4-мя вручную выкопанными прудами, которые были соединены между собой каналами. Украшением служили мраморные скульптуры и гранитная лестница. На праздники ворота во дворец открывались, и амфитеатр могли посетить как шляхтичи, так и селяне.
С дворцом связано несколько местных легенд. Согласно первой, молодой шляхтич Юзеф Бишевский влюбился в Париже в красивую французскую актрису, а та в свою очередь, пообещала выйти за него замуж, если он построит для нее великолепный дворец. Бишевский поспешил тут же домой и приказал построить великолепный каменный дворец. Каждая комната дворца имела богатое убранство, различную цветовую гамму и оригинальное название (например, китайская, мавританская). Но, несмотря на все старания Бишевского, капризная француженка, навестив Лынтупы, не оценила его стараний, сказав, что у ее отца конюшни и то богаче, и укатила обратно в свой Париж. Шляхтич был расстроен. Сам он не жил во дворце, а ютился в маленьком деревянном домике, а в шикарном дворце жили и веселились приезжающие на бесконечные празднества гости. Так Лынтупы стали своеобразным памятником неразделенной любви.
Как гласит вторая легенда, от дворца шло несколько потайных подземных ходов. Когда в 1939 г. Красная Армия захватила местечко Лынтупы, пану Бишевскому удалось бежать. И якобы при этом часть своих пожитков он спрятал в одном из подземных ходов.
После войны здание дворца было отдано местной школе, но в 1992 г. из-за аварийного состояния школьники перебрались в новое здание. А дворец долгие годы стоял и разрушался. Сейчас проводятся восстановительные работы, правда, ремонт пока не завершен и проход на территорию, принадлежащую частной компании, запрещен.
Объект показа – парк Бишевкого
Время – 5 мин
Подтема 5 «Следы замечательных людей»
Несмотря на то, что живем мы практически на границе, наша местечко не таке уж и глухое. В нем побывали многие замечательные люди своего времени. Это и и Адам Мицкевич, Иван Носович, Дунин–Мартинкевич, Франтишек Богушевич, Адам Гуринович, Казимир Свояк. Два последних даже наши земляки. Многие писатели советского времени также находили привлекательное в наших лесах, борах да звонких криницах. Это Максим Танк и Владимир Дубовка, Михась Лыньков и Аркадий Кулешов, Максим Лужанин и Янка Брыль, Василь Быков и Иван Шамякин… Адама Мицкевича, замечательного польского поэта, сюда манила дружба с филоматом, владельцем маентка Дукштас–Свентянского повета Томашем Заном. Поэт часто бывал здесь в 1931 г.
В 1834 г. Лынтупы посетил Иван Иванович Носович – языковед, фольклорист, этнограф, автор нескольких белорусских словарей. В свое время он работал ректором Свентянского шляхетского училица и с семьей останавливался в Лынтупах. Останавливался он на постоялом дворе, который этнографу очень не понравился из-за запущенности, правда, в воспоминаниях о местечке ничего плохого не написал, потому можем предположить, что Лынтупы ему понравились. Также ученый в своих записках отметил такую деталь: на дорогах были патрули , которые проверяли документы (это было связано с восстанием 1830–1831 гг.), но поскольку солдаты были неграмотными, то смотрели они только на наличие печати. Была печать – все было в порядке.
А вот Дунина – Мартинкевича к нам привели события восстания 1863-1864 гг. Хоть сам и жил на Минщине, но события этих лет, в которых активное участие принимала его дочь Камилия, заставили Дунина-Мартинкевича перебраться поближе к центру восстания – Свентян и он почти год прожил недалеко от Свири.
Активным участником этого восстания был и Франтишек Богушевич, который имел активную связь со Свентянами, бывал и в Поставах.
Нашим земляком является и является и замечательный поэт–демократ, прозаик, фольклорист Адам Гиляр Клистрат Гурилович, живший в конце ХІХ века. Родился он в семье обедневшего шляхтича недалеко от озера Ковальки недалеко от Постав. Закончил реальное училище в Вильне, а затем поступил в Петербуржский технологический университет, где приобщается к общественной деятельности, принимает участие в «Кружке молодежи польско-литовскрой, белорусской и украинской». В 1893 г. его арестовывают в Вильно, затем перевозят в казематы Петропавловской крепости, где очень тяжело начинает болеть. Адама отпускают на волю под присмотром полиции в Кристинаполи Свентянского повета. У нас он собрал много белорусского фольклора, часть своих записей успел опубликовать.
Следует вспомнить и про газету «Наша нива», некоторые из ее корреспондентов если и не проживали в Лынтупах, то много писали о нашем местечке. Нам остались такие имена как Лынтупский, Ненавидец, Тутейши, Э. Якубович, и ты его упоминаешь как лынтупский. Может тогда якубовича убрать? Старый Черт, Коршун, Голубь, Негуч. Их корреспондеции были про наше местечковое житье, образование, культуру, экономику. Корреспондент Коршун сетовал, что у нас «мало читают». А Лынтупский в одной из своих заметок сообщает: «Лынтупы местечко красивое, но образования мало». Лынтупского на самом деле звали Э. Якубович. Корреспондента убили на вечорках, как сообщает газата «Наша нива»: “Забілі Лынтупскага нажом за праўдзівыя карэспандэнцыі. Не любілі яго злыдні, які зумленна асвячаў усю блаж нашага кута”.
Наш поселок посетил и Вацлав Юстинович Ластовский, академик БелАН. В молодом возрасте он вел активную политическую деятельность, работал в «Нашей ниве» под псевдонимом Власт. Первый раз он побывал в Лынтупах в 1909 г.
Нашим земляком является и известный поэт начала ХХ века Казимир Сваяк (Ксендз Кастусь Стапович). Родился он в д. Барани недалеко от Клющан, в 1915 г. он работал ксендзом в Камаях, а затем переехал в Клющаны, где научил белорусскому языку учителей и открыл целых 7 школ. Всю свою жизнь пропагандировал белорусский язык, часто в костеле свои проповеди вел на родном языке. Последние годы своей жизни работал ксензом в д. Засвирь. Очень не любил пьянство, часто клеймил его с амбона, написал трактат «Алкоголь», пьесу «Янка Канцавы», оставил свои воспоминания «Действие моей мысли, сердца и воли».
Лынтупы часто посещал и Максим Танк. Родился он на Мядельщине, долго работал в Вильно и часто ездил через наши Лынтупы в столицу современной Литвы. В «Листках календаря» он вспоминает нашу станцию не единожды.
Василь Быков приезжал в Лынтупы во время съемок фильма «Волчья стая». Встречался здесь с учениками нашей школы.
Петр Сергиевич, белорусский и литовский художник, график, собирая музейные экспонаты, в 1930 г. неоднократно посещал Лынтупы.
Автор пьесы «Написанное остается», Алесь Петрашкевич неоднократно приезжал в Лынтупы по служебной надобности, встречался с учащимися школы.
Что касаемо наших современников, то следует отметить Алеся Гарбуля, который написал несколько книг по краеведению и Нину Лось, которая постоянно печатается в газете «Поставский край». Писал о Лынтупах и Игорь Прокапович.
Объект показа – метеостанция
Время – 5 мин
Подтема 6 «Метеостанция»
Метеорологическая станция Лынтупы, основанная в 1941 г., продолжает работу на прежнем месте. Наблюдения велись и в военное время. В наше время метеостанция ведет круглосуточные приземные может убрать это слово метеорологические наблюдения за влажностью воздуха, атмосферным давлением, направлением и скоростью ветра и другими параметрами. жидких осадков, нижней границы облаков, дальности видимости, температуры почвы по глубинам. Наблюдает за снежным покровом, облачностью, метеорологической дальностью видимости. Это бы я убрала бы. Метеостанция расположена в здании постройки начала ХХ века, через дорогу находится метеорологическая площадка. В настоящее время на станции работает пять метеорологов.
Объект показа – Лынтупский спиртзавод
Время – 5 мин
Подтема 7 «Лынтупский бровар и спиртзавод»
Лынтупский спиртзавод был одним из старейших действующих предприятий республики и не дожил до своего 420-летия только один год. Лынтупский бровар впервые упоминается в Инвентаре 1591 г. кроме того, был в Лынтупах и небольшой пивзавод. От него осталось только небольшая часть, в которой до последнего времени размещалась музыкальная школа. Здесь же размещалась и мельница, об этом даже свидетельствует название улицы «Да млына». Когда через Лынтупы была проложена железная дорога, Юзеф Бишевский воспользовался этим, и в 1904 г. доставил в местечко крупноразмерное оборудование, что позволило перепрофилировать водочный бровар в спиртзавод, переживший революцию, две оккупации. Речь Посполитую, СССР и закончил свое существование в 2010 г. после аварии, принесшей человеческие жертвы.
Объект показа – железнодорожная станция
Время – 5 мин в карте 15 мин
Подтема 8 «История железной дороги в Лынтупах»
Линия Новосвенцяны–Лынтупы–Поставы была открыта 11 ноября 1895 г., достроена до Березвечи в 1897 г. Дорога вошла в группу Свенцянских железных дорог Первого общества подъездных путей. Участки Свенцяны–Поставы и Поставы–Березвечь готовились с учетом их продолжения до Риги и Орши и должны были содействовать развитию в этой местности торговли, в том числе вывозу леса, дров, спирта и гусей. Но так как правительство не одобрило продолжения ни в ту, ни в другую сторону, то дорога постоянно находилась в убытке. Единственным доходным стал 1904 г., который принес правлению Первого общества по этой линии прибыль в 16 рублей. Среди акционеров в начале ХХ века даже поднимался вопрос о разборе линии. Правда, ни одно их этих предложений не было реализовано. В первом случае казна не хотела обременять себя содержанием узкоколейной железной дороги, к тому же убыточной и непригодной для переброски войск. Акционеры не рискнули ликвидировать линию, так как продолжали надеяться, что получат у правительства разрешение на ее продолжение. Затем началась Первая Мировая война. В 1915–1916 гг. «широтный» ход был перешит на широкую колею. В 1915 г. для снабжения Нарочанского участка фронта немцы построили военно-полевую узкоколейку от Лынтуп до Кобыльника и Шеметова с колеёй 600 мм (Кобыльник с 1964 г. называется Нарочь). На станции было построено депо на одно стойло. В 1916–1917 гг. проложены ширококолейные (1435 мм) участки Пабраде–Лынтупы, Глубокое–Крулевщизна. В результате в Лынтупах образовался маленький железнодорожный узел с колеями 600, 750 и 1435 мм. После войны линия Лынтупы–Кобыльник была разобрана. В 1922–1923 гг., после перешивки поляками на широкую колею участка Лынтупы–Поставы, было решено восстановить линию до Кобыльника и продлить железную дорогу до озера Нарочь (станция Купа, с 1945 г. – Нарочь), но уже с колеёй 750 мм. До 1940 г. станция Лынтупы относилась к Польским государственным железным дорогам (PKP). Станция имела 4 направления Лынтупы–Вильно, Лынтупы–Крулевщизна, Лынтупы–Свенцяны и Лынтупы–Нарочь. В 1938 г. начата эксплуатация пассажирской автомотрисы. До 1940 г. станция Лынтупы относилась к Польским государственным железным дорогам. В годы ВОВ станцию разбомбили, но после войны новое здание было построено на том самом месте, где и находится сейчас.
Нарочанская линия просуществовала до 1960 г. Интересно, что один раз в год на день железнодорожника узкая колея работала бесплатно по маршруту Лынтупы –Нарочь. Поезд уходил утром, целый день находился в Нарочи и к вечеру возвращался. В начале 50-х гг. станция Лынтупы вошла в состав Витебского отделения Белорусской железной дороги. В шестидесятые годы стали сокращать штат работников. Разобран участок Лынтупы–Нарочь. На металлолом ушли рельсы, паровозы и вагоны. Затем разобрали участок Лынтупы–Свенцяны (Швенчёнис) и станция из узловой превратилась в линейную. Паровозы заменили на тепловозы, поворотный круг разобрали на строительные блоки. Электрожезловая система была заменена на полуавтоматическую блокировку, семафоры заменили на светофоры.
С 1995 г. в связи с распадом СССР станция Лынтупы передана Витебскому отделению Белорусской ЖД и станция превратилась в тупиковую. И если сто лет назад на станции работало 36 человек, то сейчас только 3.
На территории железнодорожного вокзала установлен бюст в память Болеслава Яловецкого.
Болеслав Яловецкий – инженер-железнодорожник, уроженец Лынтупщины. Построил УЖД Новосвенцяны –Березвечье, разработал много других интересных железнодорожных проектов. Создание памятника инициировано местными краеведами и предпринимателями. Памятник открыт 1 июля 2007 г.
Подводя итог нашей небольшой экскурсии, нужно отметить, что без знания прошлого своей страны, своего края, своего местечка нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, ни представить себе будущее.
Память – великая сила. Нам нужно продолжать замечательную традицию уважения к нашему прошлому, знать историю своей малой родины в лицах!
Спасибо за внимание!